Сандро Боттичелли

главная

карта сайта

  
 

 Путь к признанию | Две Флоренции | Античные сцены | Расцвет творчества | Поздние Мадонны | Сломы форм

 

Рождение Венеры

Ботичелли. Холст. Ок. 1477-1485 г. Уффици. Флоренция

"Рождение Венеры" Боттичелли в Уффици - одна из самых знаменитых картин в мире. Вглядитесь в эту Венеру, в эту стыдливую девушку, в глазах которой блуждает какая-то робкая печаль. Проникнитесь ритмом композиции, который и в изгибе ее юного тела, и в крученых прядях ее золотистых волос, так красиво рвущихся по ветру, и в общей согласованности линий ее рук, чуть отставленной в сторону ноги, поворота головы и в фигурах, которые ее обрамляют.

Эта картина связана с классической поэзией. Но наряду с реминисценциями римской культуры в замысле боттичеллевских композиций должны были отразиться идеи Фичино, нашедшие свое поэтическое воплощение у Полициано. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель).

По своему замыслу "Рождение Венеры" близко "Весне", в нем трактуется предшествующее по смыслу положе ние неоплатонического мифа: акт воплощения Humanitas Природой. Соединяясь с материей, живо творный дух вдыхает в нее жизнь, и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенст вования человечества, протягивает богине плащ «скромности», даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями. Кажется, подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы о турнире:

«Девушка божественной красоты
Колышется, стоя на раковине,
Влекомой к берегу сладострастными Зефирами
И Небеса любуются этим [зрелищем]»
.

Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря, или таинство явления в мир Красоты. Под дуновением Зефира, проносящегося над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры, богиня приплывает на раковине к берегу. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию, или богоявление. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты.

Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, они приданы также легким одеяниям, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток. Оптимизм гуманистического мифа органично сочетается здесь со светлой меланхолией, характерной для искусства Боттичелли. Но вслед за созданием этих картин противоречия, постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, коснулись и художника. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.

Рождение Венеры. Боттичелли

Рождение Венеры. Боттичелли.
Темпера, холст. Ок. 1477-1485.
Галерея Уффици, Флоренция.

Рождение Венеры. Фрагмент. Боттичелли

Рождение Венеры. Фрагмент.

Рождение Венеры. Фрагмент. Боттичелли

Рождение Венеры. Фрагмент.

© Все права сохранены. www.SandroBotticelli.ru