Картины Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов»

В самые плодотворные свои годы Боттичелли неоднократно возвращался к теме Поклонения волхвов. По этим произведениям можно проследить, как росло мастерство художника, насколько различались композиции, созданные в разные годы.

Одна из картин Боттичелли «Поклонение волхвов», написанная в 1470-1475 годы, сейчас хранится в Лондонской Национальной галерее. Заметно, как увлекся художник учением Леона Батиста Альберти. В отличие от ранней своей работы, созданной в ученические годы, теперь он предпочитает располагать главных наиболее важных лиц сцены в центре, на возвышении.

Боттичелли создал впечатляющую многофигурную композицию, изобразил большое количество второстепенных персонажей в различных одеяниях, в разных позах, между ними ощущается некоторое напряжение, однако они еще далеки от согласованности более зрелых его работ. Волхвов, принесших дары Младенцу, можно определить по их месту расположения – перед Богоматерью и Младенцем – они практически теряются в столь многолюдном собрании.

Как и в других работах на эту же тему, Боттичелли непременно изображает развалины античного стиля. Предположительно, это указывает на средневековую легенду, согласно которой в момент рождения Спасителя в Риме разрушился языческий храм.

Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между Гаспаре ди Дзаноби дель Лами - банкиром, близким к семье Медичи, и предназначалось для фамильной капеллы в флорентийской церкви Санта Мария Новелла. Для многих исследователей особая привлекательность этой картины заключается в том, что здесь можно отыскать изображение целого ряда исторических лиц, хотя их точная идентификация затруднена.

Бесспорно, старший из волхвов в роскошном черном одеянии, склонивший колени перед Младенцем – это Козимо Медичи, дед Лоренцо Великолепного, основатель династии правителей. Расположенный в центре спиной к зрителю другой мудрец в красной мантии - Пьетро Медичи, сын Козимо и отец Лоренцо. Самого Лоренцо Великолепного видели в профильном изображении третьего царя в черно-красной мантии. Слева же, на переднем плане, скрестив руки на рукояти меча, расположен Джулиано Медичи, родной брат Лоренцо, — об этом легко догадаться, если взглянуть на его портрет кисти того же автора.

Портрет заказчика картины, Гаспаре дель Лами, предполагают в седовласом персонаже в светло-голубых одеждах, повернувшегося лицом к зрителю, в правой части картины. Предполагают, что крайний справа молодой человек, напряженно взирающий на зрителей - автопортрет самого Боттичелли.

Однако большое количество портретов исторических лиц не должно отвлекать внимание от замечательного композиционного построения картины, свидетельствующего о достигнутом к тому времени художником высоком уровне мастерства. Мадонна с Младенцем уже не теряется в толпе, как в лондонском Поклонении. Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве; отсутствует физическое движение, а вместе с ним и духовный порыв.

В работе очевидно стремление к реализму: оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли (при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, лишь в качестве побочных мотивов), но и в том, что композиция строится больше в глубину, нежели на плоскости. Однако в расположении фигур чувствуется искусственность, особенно в сцене справа.

Спустя несколько лет Боттичелли написал следующую картину на ту же тему - «Поклонение волхвов», (1481-1482, Национальная галерея, Вашингтоне). Сравнивая предыдущую картину с ней можно проследить рост мастерства художника. В ней, возможно, также присутствуют портреты, каждый персонаж, как и в предыдущей картине, исполненный красоты и благородства, по-своему поклоняется Иисусу. По-прежнему пространство дано в глубину, но на этот раз оно не замкнуто, открываясь в сторону неба, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. Единство восприятия достигается расположением фигур, подобно тому как единство настроения реализуется в идее поклонения.

Поклонение волхвов. Боттичели Поклонение волхвов. Боттичели Поклонение волхвов. Ботичелли
Слева: Поклонение волхвов. Боттичелли. 1470-75. Национальная галерея, Лондон
В центре Поклонение волхвов. Ок. 1475-78. Боттичелли. Галерея Уффици, Флоренция
Справа: Поклонение волхвов. 1481-82. Боттичелли. Национальная галерея, Вашингтон