Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем и шестью святыми, или Мадонна с Святыми Козьмой, Дамианом, Марией Магдалиной, Иоанном Крестителем, Франциском и Екатериной, или Алтарь Сант Амброджио» (ок. 1470)

Аллегория Силы. Ботичелли

Среди ранних работ, выполненных в мастерской молодого Боттичелли примечателен «Алтарь Сант Амброджио», также его называют «Мадонна с Младенцем и шестью святыми», написанный ок. 1470 г.

Алтарный образ, выполненный на деревянной доске, получил название Алтарь Сант Амброджио от наименования флорентийского монастыря Сант-Амброджио, в котором находился до 1808 г., после был передан в Галерею Уффици. Многофигурная композиция, т.н. Сакра-Конверсия, изображает Мадонну с Младенцем на троне в окружении шести святых.

Молодая Мать в традиционном синем плаще и красном платье, кротко склонила голову. Младенец Христос, как на многих картинах Боттичелли устремил недетский серьезный взор на зрителя и поднял правую руку, благословляя Слева изображена Мария Магдалина, держащая в руках сосуд с маслом, в память о том, что она помазала ноги Иисусу и отерла их своими волосами, а также была среди женщин-мироносиц. Рядом с ней расположился Иоанном Креститель с изможденным лицом, с крестиком в руках, облаченный в шерстяное одеяние и алый плащ ибо написано что «Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих...» (Евангелие от Марка 1:6). Справа от трона - замерший в благоговении Святой Франциск Ассизский и Екатерина Александрийская с колесом, символом ее мученичества. Перед троном склонились на колени Святые Косьма и Дамиан, святые покровители семейства Медичи, а также врачей. Их присутствие на картине дает повод предположить, что заказ нее поступил от представителей семейства правителей Флоренции.

В целом композиция создает впечатление скученности, тесноты. Большая группа сгрудилась в тесном помещении, словно заключив в осадное кольцо Мадонну, стены и потолок словно сжимаются вокруг Матери с Младенцем на руках. И хотя в целом изображения человеческих фигур вполне реалистичны и материальны, влияние готического наследия все же ощущается в вытянутой вверх фигуре Мадонны, ее непропорционально крупном туловище, удлиненных кистях, узких плечах. В поздних работах мастера эти черты усилятся, приобретут трагические настроения.